Половинка лимона

Однажды я стала случайным свидетелем разговора ресторатора с шеф-поваром о том, сколько лимона положить к рыбному блюду. Шеф утверждал, что половинку – будет красиво, удобно и «меньше движений». Ресторатор убеждал: и четверти достаточно – во-первых, мало ктодействительно использует лимон, а те, кто используют, оценят и четвертинку; во-вторых, это увеличивает количество лимонов в два раза, при том что 80% пойдет в корзину; в-третьих, доставка, хранение, подача, скорость…

Разговор иллюстрирует два разных способа мышления. Шеф мыслит в масштабах операции. Стремление сделать свою работу хорошо на уровне одного клиента или продукта присуще всем хорошим сотрудникам. Мышление же руководителя отличает способность видеть общую картину, то есть мыслить системно. Переоценить это качество столь же сложно, как и приобрести за один день. Если руководитель хочет, чтобы сотрудники видели ситуацию шире, ему придется постараться. Чтобы больше не слышать от них: «А зачем нам это нужно?», «Вы не говорили так делать», «Я не знаю, как решить этот вопрос».

Кстати, иногда такие фразы я слышу не от исполнителей (им можно простить такой подход), а от линейных менеджеров, обязанных думать не о том, что есть сейчас, а том, что будет завтра, через год, через пять лет. Вот хороший пример из жизни. В цехе на полу все время масляное пятно. Начальник цеха, заметив его, подзывает мастера и недовольно говорит: «Вы, что, невидите грязь? Быстро уберите!» В это время его коллега из другого цеха спрашивает: «А от куда оно появилось?» Начальник опять поворачивается к мастеру: «Действительно, откуда?» Мастер указывает на сломанный погрузчик, который тут иногда стоит, и из него подтекает масло. Коллега опять спрашивает: «А почему погрузчик сломан?» В ответ мастер говорит, что полгода назад компания отказалась от услуг ремонта, так как это было очень дорого. А новую компанию так и не нашли. И никто не понимает, почему теперь у погрузчика течет масло, еще он останавливается просто так, и с управлением возникают проблемы; что цех встает на полчаса и все сами переносят коробки. Оказалось, что ответственного за ремонт крупной техники тоже нет, и никто такие вопросы себе не задавал. Через час начальник нашел новую компанию по ремонту, в течение недели они заключили договор и наладили ремонт крупной техники. Это повысило эффективность работы цеха и высвободило время части сотрудников. Ну и, конечно, пятно на полу больше не появлялось.

Как часто руководители, сами того незамечая, превращаются в контролеров. Они ставят конкретные задачи, отчитывают персонал, штрафуют и премируют исходя из краткосрочных задач. А ведь суть менеджмента заключается не в поиске решений. Суть менеджмента – это поиск областей и направлений, в которых требуются решения.

Руководитель живет двумя вопросами: «Почему?» и «Почему бы и нет?» Без ответа на первый поиски ответа на второй принесут лишь дополнительные расходы и повысят опасность столкнуться с большим количеством подводных камней.

Не замыкайтесь на половинке лимона, смотрите шире.

Удачи в делах.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *